SDLC

Agile/Scrum

Какая разница между CI и CD

Continuous integration (непрерывная интеграция) Непрерывной интеграция заключается в следующем: все изменения, вносимые в код, объединяются в центральном репозитории (операция называется «слияние»). Слияние происходит несколько раз в день, и после каждого слияния в конкретном проекте срабатывает автоматическая сборка и тестирование.

Бывает, что перед сборкой и тестированием программу требуется скомпилировать (это зависит от языка, на котором она написана). Сегодня все чаще возникает необходимость упаковать приложение в контейнер Docker. Затем автоматические тесты проверяют конкретные модули кода, работу UI, производительность приложения, надежность API и пр. Все эти этапы в совокупности обычно называют «сборкой».

CI – это своеобразная страховочная сетка, позволяющая разработчикам избежать массы проблем перед сдачей проекта.

Continuous delivery (непрерывная доставка) Непрерывная доставка – это практика автоматизации всего процесса релиза ПО. Идея заключается в том, чтобы выполнять CI, плюс автоматически готовить и вести релиз к продакшену. При этом желательно добиться следующего: любой, кто обладает достаточными привилегиями для развертывания нового релиза может выполнить развертывание в любой момент, и это можно сделать в несколько кликов. Программист, избавившись практически от всей ручной работы, трудится продуктивнее.

Как правило, в процессе непрерывной доставки требуется выполнять вручную как минимум один этап: одобрить развертывание в продакшен и запустить его. В сложных системах с множеством зависимостей конвейер непрерывной доставки может включать дополнительные этапы, выполняемые вручную либо автоматически.

Continuous deployment(непрерывное развёртываение) Непрерывное развертывание располагается «на уровень выше» непрерывной доставки. В данном случае все изменения, вносимые в исходный код, автоматически развертываются в продакшен, без явной отмашки от разработчика. Как правило, задача разработчика сводится к проверке запроса на включение (pull request) от коллеги и к информированию команды о результатах всех важных событий.

Непрерывное развертывание требует, чтобы в команде существовала отлаженная культура мониторинга, все умели держать руку на пульсе и быстро восстанавливать систему.

Разработчики, практикующие CI и желающие перейти к непрерывному развертыванию, для начала автоматизируют развертывание в обкаточную среду, а развертывание в продакшен продолжают делать вручную – одним кликом.

Резюме:

Какая разница между Scrum и Kanban

Scrum и Kanban — представители методологий Agile-семейства. Обе считаются гибкими и итеративными.

Более 17 лет назад лидеры IT-разработки сформулировали манифест Agile. Главное, что можем выделить из манифеста:

Основу Scrum составляют короткие итерации или спринты, как правило, 2-3-х недельные. Перед началом спринта команда сама формирует список фич на итерацию, далее запускается спринт.

После окончания спринта выполненные фичи заливаются на продакшн, а невыполненные — переносятся в другой спринт. Как правило, фичи, которые делаются во время спринта, не меняются: что было на старте спринта — должно быть сделано любой ценой к окончанию спринта.

Kanban дает больше гибкости, если под гибкостью понимать частоту смены приоритетов. Вчера вы залили на прод новую фичу, а сегодня получили данные с передовой и узнали, что вот эта штука не работает так, как было задумано — люди не нажимают кнопку «купить». Вы «даете по шапке» UX, он дает вам новые требования. Вы поднимаете наверх очереди эту задачу, программист берет эту задачу «сверху», выполняет ее и, к вечеру fix уже на проде, конверсия в платежи выросли на 12%. Это победа.

Основная разница между Scrum и Канбан — в длине итераций. В Scrum итерации — 2 недели, в Kanban задачи программисту можно «подсовывать» хоть каждый день.

В Scrum задачи принято оценивать в Story points или в часах. Без оценки не получится сформировать спринт: ведь нам нужно знать, успеем ли мы сделать задачи за 2 недели. Через 2 недели мы получаем ценную статистику — сколько часов или Story points команда смогла сделать за спринт. Velocity — это производительность команды за один спринт. Этот параметр позволяет Scrum менеджеру предсказать, где команда будет через 2 недели.

В Kanban не принято делать оценку. Это опционально, команда решает сама. Здесь нет понятия «скорость работы команды», считается только среднее время на задачу. Время это считается с помощью специального отчета — Cycle Time.

Итак, в Scrum наша цель — закончить спринт, в Kanban — задачу.

Scrum — это автобус, который останавливается лишь на определенных остановках, где люди выходят группами. А Kanban — это маршрутка: захотел пассажир выйти, попросил водителя и вышел там, где ему нужно.

Вопрос для тим-лидов: что Вы будете делать, если на проекте нет тестов и заказчик не хочет тратить на их разработку время и деньги

Апелировать к прибыльности для бизнеса заказчика.

Что такое Code Debt и как с ним быть

В классическом понимании, т.е. в том виде, в котором эта метафора была описана Вардом Каннингемом, под техническим долгом понимается осознанное компромиссное решение, когда заказчик и ключевые разработчики четко понимают все преимущества от быстрого, пусть и не идеального технического решения, за которое придется расплатиться позднее. И хотя с точки зрения многих разработчиков ситуация, когда плохое решение может быть хорошим, может показаться безумной, на самом деле, это вполне возможно: если краткосрочное решение позволит компании получить видимые преимущества, выпустить продукт раньше конкурентов, удовлетворить ключевого заказчика или каким-то другим образом получить преимущества перед конкурентами, тогда такое решение совершенно оправданно. Иногда это может быть единственным способом, чтобы долгосрочная перспектива вообще существовала.

Технический долг в классическом понимании является преднамеренным и в основном касается стратегических решений, поэтому и ответственность за него лежит на заказчиках, матерых лидах, архитекторах и даже ПМ-ах, но вот все, что связано с грязным кодом касается по большей части простых разработчиков. На самом деле, разница между грязным кодом и неоптимальным стратегическим решением, по сути, не такая уж и большая: при добавлении новой возможности в систему вам приходится расплачиваться за недальновидность в прошлом.

Выплачивать проценты по техдолгу легче, если начать задумываться об этом на этапе создания продукта.

Компании справляются с техдолгом по-разному. Основных стратегий три.