О страхах по поводу ChatGPT

Последнее время появляются разные сообщения о том, что проворные студенты, используя известный сервис ChatGPT, злоупотребляют возможностями, которые он предоставляет. См., например это сообщение https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63dd82209a794770f7802722 или это https://vsluh.net/632-studenty-nachali-zhulnichat-s-pomoschju-chatgpt.html.

В чем суть проблемы? Студенты используют тексты, сгенерированные ChatGPT, при подготовке курсовых, семестровых, выпускных, экзаменационных и других работ. Работы выглядят вполне достойно для студенческого уровня содержания и формы (языка) и преподаватели, не подготовленные к такому повороту, оценивают их положительно. Иногда мошенничество вскрывается и получается конфуз. Университетское начальство и преподаватели нервничают, пытаются наказать студентов, пророчат подрыв искусственным интеллектом и без того низкого образовательного уровня студентов.

У меня довольно скептическое отношение к такого рода забавным высказываниям. При этом я исхожу из следующего:

  1. Кто бы что бы ни говорил или ни делал, сервисы, подобные ChatGPT, будут появляться, совершенствоваться, популяризироваться. Достаточно почитать планы компаний Microsoft, Google, Baidu (да и Яндекса и Сбера тоже).
  2. Студенты будут в любом случае пытаться использовать все доступные возможности таких интеллектуальных продуктов, несмотря на запреты и репрессии. Так устроен студенческих мозг. Проверено историей. Технологии, конечно, разные, а суть одна – облегчить себе нелегкую студенческую жизнь любыми способами. Ключевое слово – “любыми”.
  3. Следует извлекать пользу из ситуации. А именно использовать ее как хороший повод пересмотреть взгляды на проверку работ студентов. Делать так, чтобы студент мог обосновать свои (или не свои) результаты, защитить их, доказать их правильность и полезность. В этом случае ИИ не поможет, по крайней мере сегодня. А когда начнет помогать придумать новый пазл для студентов.
  4. Имеет смысл вспомнить похожую нервную реакцию преподавателей по поводу скачивания студентами разных работ (курсовых, рефератов и др.) из Интернет.Тоже высказывались мнения, что это подрывает, уничтожает, ликвидирует. Но что требовалось от студентов? Напиши какой-либо текст и пришли мне, а я его по диагонали посмотрю и формально поставлю оценку “отлично” или “хорошо”. ИИ может быть даже и качественнее напишет, чем студент или даже сам преподаватель. Я для таких заданий формулировал строгую структуру работы, четкие требования к содержанию, критерии моей оценки. Сложностей здесь, конечно, хватает, но их надо преодолевать и это возможно.
  5. И, конечно, преподавателю следует использовать новейшие технологии работы с текстами (структурный анализ, семантический анализ, информационный поиск, антиплагиат и т.д.).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *